Международный фестиваль фотографии
02-06 августа 2017 г.
English   Russian
Вход / Участие в конкурсах
 
Логин
Пароль
 
  Регистрация
Забыли пароль?
На главную

На перекрестке времен. Подробная программа направления «Документальная фотография»

Главная » Новости » Август 2016 г. » На перекрестке времен. Подробная программа направления «Документальная фотография»

Архив новостей

Новости RSS 2.0

01.08.2016

На перекрестке времен. Подробная программа направления «Документальная фотография»

 

Куратор направления – Артем Беркович 

 

В августе 2016 года исполнится ровно четверть века попытки государственного переворота, предпринятого ГКЧП 19 августа 1991 года. Провал путча стал отправной точкой в цепи событий, приведших к падению КПСС, распаду СССР, экономическим реформам. В результате на карте мира появились новые страны, к власти пришли новые элиты, было положено начало формированию той политической, социальной и экономической реальности, в которой все мы сегодня живем. Это историческое событие не менее значимо для истории России, чем революция 1917 года, а четверть века – достаточный отрезок времени, чтобы посмотреть на советское и постсоветское общество с дистанции времени.

 

В рамках фестиваля будут представлена выставка На перекрестке времен, объединившая три поколения документальных фотографов, а также лекции, artist-talk практические мастер-классы. Приглашенные авторы принадлежат разным поколениям, они по разному понимают фотографию, но их объединяет свобода во взгляде на окружающий мир, общество, эпоху.

 

Хронологические рамки проекта охватывают половину века. Самые ранние из представленных фотографий были сняты в конце 1960-х, самые поздние – в 2015 г. Приглашенные в проект авторы принадлежат разным поколениям, они по разному понимают фотографию, но их объединяет абсолютная свобода во взгляде на окружающий мир, общество, эпоху. Их фотографии делались вопреки идеологическому прессу в советское время и коммерческой конъюнктуре в наши дни. Разумеется, взгляд фотографа пристрастен, что не мешает воспринимать его как свидетельство современника.

 

Документальная фотография и фотожурналистика исследуют человека в его взаимоотношениях с обществом и историей. Фотограф работает внутри события и в контакте с людьми, но в своих лучших достижениях документальная фотография больше, чем иллюстрация или документ: «Мне бы хотелось, чтобы мои снимки превзошли сухие факты, уловили внутренний смысл и, усиливая правду, стали символом», - писал Юджин Смит. Только такие фотографии становятся востребованными спустя годы и, в конечном итоге, оказываются в экспозициях музеев.

 

Советский период представлен фотографиями Валерия Щеколдина и Михаила Дашевского Их герой – «простой человек», на снимках почти нет событий, оставивших след в учебниках истории. Но эти хроники повседневной жизни сказали больше правды о своем времени, чем событийные репортажи официальных фотографов. Работы Олега Климова, напротив, о ключевых исторических событиях 1990-х годов: путч 1991 г. и попытка переворота 1993 г., гражданские войны на Кавказе. Фотограф рассказывает о колоссальной человеческой трагедии, свидетелем которой ему суждено было стать. В фотографиях Дениса Тарасова, Никиты Шохова и Юлии Абзалтдиновой, посвященных современной России, очевидная ее генетическая связь с прошлым. В медийном пространстве и сознании людей постепенно размывается граница между войной и шоу, игрой и реальностью.

 

Валерий Щеколдин,

Валерий Щеколдин был одним из немногих, кто в 1970-1980-е годы осознанно оппонировал советской идеологии, представляя в своих фотографиях ее театром абсурда, на фоне которого разворачивалась подлинная человеческая драма. «Мой взгляд не был враждебным, он был насмешливым и несерьезным. В поздний советский период пропагандистская машина в громадном количестве производила ложь и абсурд, которые отравляли общество и разрушали государство». Его работы затрагивали темы, табуированные в подцензурной печати: бедность, одиночество, трагедии в семьях погибших в Афганистане солдат. «Когда снимков набралось достаточно, я подумал, что неплохо было бы издать книгу со скромным и неброским названием «Искусство вырождения». Сейчас это время уже стало историей, но история имеет странное обыкновение повторяться».

 

Выставка «Обратная перспектива» (в рамках кураторского проекта «На перекрестке времен»)

Дворец культуры, 2 этаж, большой холл.

Открытие – 11 августа, 19:00

  

 

Artist-talk Беседы о фотографии.

Дом Кино, Мансарда

11 августа, 11:00 – 12:00

 

Валерий Щеколдин покажет слайд-фильм, в который вошли порядка 500 его фотографий, снятые за тридцать лет. Затем в формате свободной беседы он расскажет о своем понимании фотографии, о том, как фотография отражает эпоху, какие качества снимка делают его востребованным спустя годы и как сохранить верность себе вопреки обстоятельствам.

 

Михаил Дашевский,

Главная тема Михаила Дашевского – повседневность советской страны с ее коммунальным бытом, бедностью, нелепостью и романтикой молодости. В одном из интервью он признавался, что ему «сверлила мозги вся нутрянка жизни, и он ее, только ее и снимал!». Для Дашевского важно внутреннее состояние людей и окружающего их мира, но, в еще большей степени, внутреннее состояние автора. В его работах нет внешних эффектов, снимки завоевывают и завораживают зрителя звучащей в них минорной мелодией. «Нужно носить в себе не тему, а настрой, тогда «картинки» появятся сами, без всякого сценария и литературы. Эта литература должна быть не в тексте, а в сердце».

 

Выставка «Затонувшее время», (в рамках кураторского проекта «На перекрестке времен»)

Дворец культуры, 2 этаж, большой холл.

Открытие – 11 августа, 19:00

 

 

Artist-talk Современная фотография (метод документального импрессионизма).

Гостиница «Вознесенская», цокольный этаж

12 августа, 15:30 – 16:30

 

На лекции Михаил Дашевский покажет расскажет о своей приверженности гуманистической, непостановочной и принципиально неповторимой фотографии со всем ее багажом "художественности", катарсиса, композиции, светописи и т. п.

 

Олег Климов,

Фотографии Олега Климова заставляют оглянуться на последние четверть века новейшей истории России. «Государство, в котором большинство из нас родилось, существовало 74 года. Мы живем в "новой стране", переживаем наследство старой и пытаемся идентифицировать себя в ином обществе. Герои моих фотографий являются свидетелями "оправдания и обвинения" моего времени». Поражение ГКЧП в августе 1991 г. стало началом конца правления Коммунистической партии, но не разрешило старых проблем: спустя два года в октябре 1993 г. вчерашние победители воевали друг с другом на улицах Москвы. Олег Климов был свидетелем кровопролитных межнациональных конфликтов 1990-х годов (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чечня), когда, по его словам, «не видел ничего более важного для себя и для фотографии, чем фиксировать отношения «между жизнью и смертью». Но кто бы ни был героем снимков, человеческая и гражданская позиция фотографа всегда на стороне жертвы – насилие не имеет оправдания, в гражданских войнах нет победителей.


Выставка «Свидетели времени», (в рамках кураторского проекта «На перекрестке времен»)

Дворец культуры, 2 этаж, Малый холл

Открытие – 11 августа, 19:00

  


Лекция «От острова Каторги до острова Вахты. Сахалин и Курильские острова».

Дом Кино, Красный зал

11 августа, 15:30 – 16:30


Фотограф расскажет о своем последнем большом проекте, посвященном острову Сахалин: «Никто не поддержал мою идею фотопроекта о сахалинцах кроме одного человека — им был Антон Чехов, написавший книгу «Остров Сахалин». Мой фотопроект посвящён писателю в знак благодарности от читателя. За 125 лет мало что изменилось в ментальности российского человека. Во времена Чехова Сахалин был «остров-каторга», в наше время это «остров-вахта». Безусловно, есть какие-то технократические изменения, но в целом человек как был, так и остался «каторжным», как жил в рамках сословий, так и живёт до сих пор». Это в равной мере как фотографический, так и исследовательский проект, поскольку Олег Климов много времени посвятил изучению истории Сахалина и поиску фотографий каторги рубежа XIX – XX в.

 

Документальный фильм «Письма к самому себе» (реж. М.Новикова).

Дом Кино, Мансарда

11 августа, 16:30 – 18:30

 

Олег Климов и съемочная группа фильма нашли героев нескольких фотографий, снятых во время войн в Нагорном Карабахе, Абхазии и Чечне в 1990-е г. Фильм рассказывает, как за 20 лет сложились судьбы героев снимков, как соотносятся фотографический образ с жизнью, персонаж с реальным человеком. После просмотра состоится обсуждение фильма с Олегом Климовым и режиссером Марией Новиковой.

 

Однодневный практический мастер-класс «Мир уходящей Деревни» с выездом в село Учма Мышкинского района. Предварительная запись, не более 15 человек*.

Выезд: 12 августа, весь день (место встречи уточняйте в Штабе)

Обсуждение результатов: 12 августа, 18:30 – 19:00, Гостиница «Вознесенская»

 

Музей Учмы размещен в амбарах и часовне XIX века. Он состоит из двух взаимосвязанных, но разных по стилю частей. В первом здании и часовне рассказывается об истории села, во втором посетители погружаются в мир уходящей Деревни. Экспозиция максимально приближена к повседневной жизни людей в прошлом, нет витрин, все экспонаты можно трогать и фотографировать. В летнее время музей активно посещается туристами. Участники мастер-класса должны подготовиться к поездке в Учму, изучить доступные материалы и попытаться продумать идею и визуальное решение съемки. После поездки - разбор с мастером результатов съемки. Группа 15 человек по предварительной записи на почту 8mart1.promo@gmail.com.

 

Денис Тарасов.

Выставка «Казачий дозор», (в рамках кураторского проекта «На перекрестке времен»)

Дворец культуры, 2 этаж, Выставочный зал

Открытие – 11 августа, 19:00

  

В дореволюционной России казачество было привилегированным военным сословием. Вольные люди, воины и земледельцы, они охраняли южные и восточные границы империи. Обладая правами, отличными от большинства населения России, казачество справедливо считалось опорой самодержавия, и потому после революции было уничтожено как сословие. С конца 1980-х гг. происходит возрождение казачьих организаций, но их статус и положение в обществе имеют мало общего с казачеством XVIII – XIX веков. Фотографии Дениса Тарасова сняты в одном из казачьих патриотических клубов на юге Урала. Герои фотографий - увлеченные военно-историческими играми мужчины и их воспитанники из окрестных сел и деревень. Какие всходы дадут посеянные взрослыми семена? Фотографии ставят вопросы, но не отвечают на них.

 

Artist-talk «Путь фотографа: снимок, серия, проект, выставка»

Дом Кино, Мансарда

12 августа, 10:00 – 11:00

 

Фотограф, независимо от того, является он профессионалом или нет, проходит схожий путь от более или менее удачного снимка до понимания того, что работа над серьезной темой требует целенаправленных усилий на протяжении нескольких лет, и в финале должна появиться выставка или книга. Денис Тарасов поделится своим опытом становления фотографа. Он расскажет об участии в международных выставках, о сотрудничестве с SAATCHI GALLERY, о многолетнем проекте, посвященном тюрьмам, и о том, как в современной России создать частную фотогалерею.

 

Никита Шохов,

Выставка «Патриот» (в рамках кураторского проекта «На перекрестке времен»)

Дворец культуры, 2 этаж, Выставочный зал

Открытие – 11 августа, 19:00



Репортаж Никиты Шохова о парке «Патриот», развернутом министерством обороны в подмосковной Кубинке. Фотографии сделаны в характерной для Шохова манере, сочетающей документальность с иронией и принесшей автору одно из призовых мест на World Press Photo 2014. Парк «Патриот» - характерное явление нашего времени, гибрид Диснейленда с традициями советского военно-патриотического воспитания. Танки, вертолеты, самолеты, ракетные комплексы «Искандер» и «Тополь-М» поражают воображение зрителей. Москвичи охотно садятся за рычаги управления боевых машин и прикладываются к прицелам снайперских винтовок. Некоторое экспонаты в «Патрите» настолько выразительны и самодостаточны (например, бронежилет «Стиль», декорированный под кокошник), что могли бы занять место и на выставках современного искусства.

 

Юлия Абзалтдинова, 

Выставка «Паспорт болельщика», (в рамках кураторского проекта «На перекрестке времен»)

Дворец культуры, 2 этаж, Выставочный зал

Открытие – 11 августа, 19:00

   

 

Серия «Паспорт болельщика» - результат многолетней работы по фиксации и исследованию изменений, происходивших в Сочи и его окрестностях по мере превращения бывшей советской здравницы в столицу олимпиады XXI века. Основное внимание сосредоточено на наших соотечественниках, которые «вытянули свой счастливый билет» и приехали на одно из значимых событий в истории страны. Перед объективом оказалась легко узнаваемая смесь из разнообразных отечественных реалий, почерпнутых из советского прошлого или с телевизионных экранов. Пожалуй, единственным объединяющим элементом был пресловутый российский триколор: атрибуты советской символики и псевдорусские косоворотки перемешались с гламурными расцветками брендовых спортивных одежд; рогатые шлемы западных футбольных фанов соседствовали со знаменами ВДВ. Все это может поневоле вызывать улыбку. Но глупо ли всё это? Странно? Смешно ли? Это лишь яркое подтверждение того, что современная Россия все так же далека от Запада, как и от Востока, и по-прежнему идет неповторимым путем сквозь свое очередное Зазеркалье.

 

Artist-talk The big game: работа фотографа над шестилетним проектом

Дом Кино, Мансарда

11 августа, 12:00 – 13:00

 

Шестилетний фотографический проект "The big game" посвящен фиксации и исследованию изменений, происходивших в Сочи и его окрестностях, по мере превращения бывшей советской здравницы в столицу олимпиады XXI века. Фотограф расскажет о трехчастности своего проекта, проследит траекторию развития визуального образа Большого Сочи с 2010-2014 г., а также познакомит с работами других документальных фотографов.

 

Артем Беркович, Денис Тарасов.

Мастер-класс Работа фотографа над выставкой. Предварительная запись*.

1 день – 11 августа, 10:00 – 11:00, Дом Кино, Мансарда

2 день – 12 августа, 11:00 – 13:00, Гостиница «Вознесенская», цокольный этаж

 

 

К участию в мастер-классе приглашаются фотографы или коллектив авторов с идеями или готовыми фопроектами, которые можно представить в формате выставки. Мастер-класс состоит из нескольких этапов.

1) До фестиваля участники должны подготовить эскизный проект выставки в доступной для себя форме (рисунок, двухмерная или трехмерная графика). Необходимо продумать название и концепцию выставки, подбор фотографий. При оформлении разрешается использовать любые форматы и способы развески фотографий, различные способы трансформации пространства (цвет стен, визуальные эффекты, специальные конструкции и т. п.), любые приемы работы со светом и звуком. За основу надо взять выставочное пространство Центра фотографии «Март» (Екатеринбург) (см. планировку). Эскизы и описание проектов можно прислать до 7 августа 2016 на 8mart1.promo@gmail.com

2) В первый день мастер-класса Артем Беркович познакомит участников с историей и различными подходами к созданию фотовыставки, расскажет на каких принципах строится работа в Центре фотографии «Март». Затем участники мастер-класса представят и обсудят в рабочей группе свои проекты.

3) Во второй день – повторная защита проектов с учетом высказанных замечаний. Самые удачные проекты выставок могут быть реализованы в Центре фотографии «Март» в 2017 г.

 

* Предварительная запись на почту: 8mart1.promo@gmail.com, либо в дни фестиваля (если останутся места) в штабе (Дом Кино Россия, 1 этаж). Место и время встречи для выезда будет написано в штабе.

Ваш комментарий

Ваше имя *
Укажите свое имя
Страна, город
Email
Телефон
Email и телефон на сайте не публикуются, с их помощью мы сможем при необходимости с вами связаться.
Коментарий *
Введите текст комментария
Введите число с картинки Число с картинки
Введите число с картинки, 4 цифры

Обновить картинку
 
Партнеры и спонсоры фотофестиваля
Назад
  • Photographer
  • Фото и Видео
  • Искусство
  • infox
  • Zнята
  • imateka
  • photocasa
  • Manfrotto
  • Коммерсантъ
  • Dronography
  • Вести туризм
  • ИГУМО
  • Страна
  • Это кавказ
  • Prophotos
  • fotographika
  • Photar
  • Летнта ру
  • Углече поле
  • МГУ
  • colta.ru
  • AVUX
  • Lenspen
  • Среда
  • Rentaphoto
  • Regnum
  • TITZ
Далее
Яндекс.Метрика
152610, г. Углич, Ярославской обл., ул. Ростовская д.6
(48532) 5-03-03; 2-30-72 info@photofest-uglich.ru